Ученые из МГППУ открыли способ самой ранней диагностики аутизма

Ученые из уникальной в России лаборатории исследования аутизма Московского государственного психолого-педагогического университета, созданной при поддержке гранта Российского научного фонда, обнаружили способ самой ранней диагностики аутизма – в возрасте 3-4 месяцев. И для ее проведения не требуются ни дорогостоящие приборы, ни сложные технологии.

Исследование специалистов из МГППУ, опубликованное в журнале Frontiers in Neuroscience, Child and Adolescent Psychiatry, основано на уникальной особенности человеческого восприятия — ориентационной чувствительности. Накануне I Всероссийской научно-практической конференции «комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра», которая стартует в Москве 14 декабря 2016 года, Татьяна СТРОГАНОВА, доктор биологических наук, профессор, руководитель лаборатории исследования аутизма МГППУ, дала интервью пресс-службе университета.

— Ориентационная чувствительность — это базовое свойство нашего зрительного восприятия, потому что способность нейронов-детекторов зрительной коры воспринимать наклоны линии лежит в основе нашего восприятия контура, а в развитии и всего остального – выделения фигуры из фона, всего предметного восприятия, — объясняет Татьяна Строганова.

В окружающем нас мире преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Именно поэтому наши нейронные сети научаются различать их гораздо лучше, чем линии наклонные – так мозг адаптируется к среде. В итоге человек легко распознает отклонение от вертикали и горизонтали даже на долю градуса, а с наклонными линиями легко ошибается градусов на семь.

— При этом, — продолжает Татьяна Строганова, — способность различать угол отклонения линий формируется очень рано – в сензитивный период развития ориентационной чувствительности, то есть в возрасте 3-4 месяцев.

Как мозг человека учится так точно воспринимать наклон вертикальных и горизонтальных линий? С помощью специальных тормозных интернейронов, которые развиваются в этот же возрастной период и участвуют в узкой настройке нейронов, ответственных за распознавание наиболее представленных в среде линий.

Таким образом, на процесс обучения влияют два фактора: какие линии преобладают в зрительной среде ребенка и развитие торможения в зрительной системе.

По данным других исследований, в мозге детей с аутизмом по генетическим причинам уже с рождения существует дефицит торможения. Это дает основание предположить, что в сензитивный период развития ориентационной чувствительности у этих детей обучение нейронных сетей не происходит должным образом. Именно поэтому дети с аутизмом могут хуже определять разницу в угле наклона вертикальных или горизонтальных линий.

В ключевом эксперименте, проведенном учеными МГППУ, участвовали 40 мальчиков с расстройством аутистического спектра и 38 мальчиков с нормальным ходом развития. Участникам, сидящим перед экранами компьютера, последовательно показывали линии: в одном случае вертикальные и с небольшим отклонением от вертикали, в другом — диагональные и с небольшим отклонением от диагонали. Испытуемый должен был определить, насколько линия отклонилась по сравнению с первоначальным изображением. Результаты этого исследования показали, что дети с аутизмом хуже оценивают угол наклона линий, отличающихся от вертикальных. При этом, диагональные линии они воспринимают так же, как и типично развивающиеся.

Исследователи из МГППУ применили принципиально новый подход к проблеме: они искали не нарушения в коммуникации и познании, но нарушения в ранних базовых функциях. Для этого они проверили, характерны ли эти нарушения для детей с аутизмом в возрасте от 6 до 14 лет, и теперь сосредоточатся на новых исследованиях с участием совсем маленьких детей.

— Современные методы исследования младенцев позволяют нам обнаружить эту особенность восприятия уже в три-четыре месяца. И для этого не надо сажать малыша за компьютер. Он может даже лежать, на экран проектируются линии, а дальше его восприятие фиксируется. Для такой диагностики не нужно специфическое дорогостоящее оборудование, — уточняет Татьяна Александровна.- Вопрос – в чем цель такой диагностики, и для чего она нужна? Зачем выявлять нарушение восприятия линий у детей с РАС как можно раньше? Ответ – сами по себе они нас не очень интересуют.

Мы хотим использовать эти ранние нарушения для того, чтобы как можно раньше выявить детей с врожденным дефицитом функций тормозных нейронов. Такой дефицит в раннем развитии приводит к особенностям базовых зрительных и слуховых функций, а по мере созревания – к нарушениям взаимодействия с другими людьми и другим искажениям в развитии психики. Эксперименты на животных демонстрируют, что лекарственное вмешательство эффективно именно на ранних стадиях, позволяя предотвратить последующие нарушения в развитии мозга и его функций.

— Главная наша идея в том, — отмечает Татьяна Строганова, — что надо искать, условно говоря, не «под фонарем», а там, где потеряли. Если у нас основная теория о раннем дефиците торможении у детей с аутизмом, то в таком случае надо исследовать базовые звуковые и слуховые функции, зависимые от развития торможения, которые возникают у ребенка в раннем возрасте. Дефицит этих базовых элементарных функций и будет основным критерием для ранней диагностики аутизма».

— Следующий этап, – заявляет Татьяна Строганова, — это амбициозные мультицентровые исследования, которые должны быть направлены на изучение младенцев с высоким риском аутизма и проверки нашей гипотезы. В России таких исследований нет. На Западе для них приглашают к участию семьи, где есть дети с аутизмом и родители планируют рожать еще. Все новорожденные в таких семьях имеют повышенный риск возникновения аутизма, но к трем годам жизни диагноз аутизм будет поставлен лишь 10-15 % детей.

Это значит, что необходимо обследовать, по крайней мере, 300 младенцев в группе повышенного риска, чтобы через 3 года обнаружить среди них 30-40 детей с аутизмом. Именно у них и нужно будет искать ранние проявления нарушенных функций тормозных нейронов. Такие исследования не под силу одной лаборатории, требуется объединить усилия 5-6 центров исследовательских центров, владеющих современными методами изучения поведения младенцев. Для этого нужна государственная поддержка.

ПРЕСС-СЛУЖБА МГППУ

Источник: http://autism-frc.ru

Поделиться в соц. сетях